Кобо Абэ

Кобо Абэ (1924—1993) — японский писатель, драматург, режиссер, фотограф, один из лидеров послевоенного японского авангарда в искусстве — признавался: «Не люблю людей. Я — один. И преимущество мое в том, что в отличие от многих я хорошо это понимаю».

Абэ считается элитарным автором и певцом одиночества и разобщения. Его темы — это отчуждение, безысходность и трагическое одиночество во враждебном человеку обществе, социальная критика. Настоящее имя Абэ — Кимифуса («Кобо» — так оно звучит по-китайски). Детство и юность он провел в Манчжурии, затем поступил на медицинский факультет Токийского университета, а в 1947 году, еще студентом, женился на художнице Мати Абэ — впоследствии жена оформляла книги мужа и декорации к его театральным постановкам. В том же году Абэ напечатал на мимеографе свой поэтический сборник «Анонимные стихи»: их строки были полны отчаяния, свойственного японской молодежи после поражения cтраны во Второй мировой войне. Ни дня не проработав врачом (он неудовлетворительно сдал выпускные экзамены), молодой Абэ избрал литературное поприще. Тем же 1947 годом датируется написание его первого сочинения крупной формы, получившего название «Глиняные стены».

В 1951 году в журнале «Современная литература» была опубликована повесть «Стена. Преступление S. Кармы», которая принесла Абэ известность и высшую литературную награду Японии — Премию Акутагавы. «Четвертый ледниковый период» (1958) соединил в себе черты научной фантастики, детектива и интеллектуального романа. А всемирная слава пришла к Кобо Абэ после выхода трех его культовых романов — «Женщина в песках» (1960), «Чужое лицо» (1964) и «Сожженная карта» (1967). Об Абэ заговорили как о вершителе судеб японской — да и мировой — литературы. Большое влияние на творчество Абэ оказало прекрасное знакомство с русской прозой. Он считал своими учителями Гоголя и Достоевского.

В 1973 году Абэ создал и возглавил собственный театр «Студия Абэ Кобо». Начался период его плодотворного драматургического творчества. В 1992 году писатель был претендентом на Нобелевскую премию по литературе, и только скоропостижная смерть от остановки сердца лишила его этой награды.


Єтикет

Критика сцентизма